Техника и стиль
Техника - это совокупность средств, находящихся в распоряжении игрока для овладения ударами по мячу, совершенствования и обеспечения оптимального ритма игры.Стиль есть отражение личности игрока. Прогресс в игре означает совершенствование техники, но она достается в гармонии со стилем игры, индивидуальностью спортсмена.
Эта индивидуальность проявляется не сразу. Австралийский супер чемпион Род Лэйвер, дважды выигравший Большой шлем (Большой шлем - созвездие четырех крупнейших турниров: Уимблдона и открытых чемпионатов Австралии, США и Франции), в течение известного времени играл традиционно, прежде чем сказал новое слово в мировом теннисе.
Молодые игроки изо всех сил стараются подражать большим мастерам - Лэйверу, Настасе, Боргу, забывая подчас, что они прежде чем овладеть тем или иным неповторимым ударом или другим эффектным приемом, присущим только одному из них, проделали огромный объем черновой работы.
Итак, если стремишься подражать удару какого-то игрока, то не следует забывать, что этот самый игрок до того, как ему стал удаваться такой удар, прошел через промежуточные стадии, потребовавшие многих часов напряжённой работы. Легкость исполнения - если она имеется - бросается в глаза публике только тогда, когда игрок стал, наконец, чемпионом.
Если появится новый Лэйвер, это не будет точная копия знаменитого австралийца. Наследник Лэйвера, не уступающий в технике прославленному чемпиону или даже превосходящий его, будет играть иначе, демонстрируя собственный стиль.
У большинства великих чемпионов в основе техники лежат одни и те же принципы, но способы их реализации различны.
Все те, кому посчастливилось видеть блестящую плеяду австралийских и американских игроков, царившую на кортах в пятидесятых, начале шестидесятых годов, хорошо знают, что почти все они в равной степени владели одним и тем же арсеналом технических приемов, независимо от того, какие страны и континенты они представляли. Но у каждого из них был свой собственный стиль.
Эта плеяда выдающихся игроков подняла на высокий уровень технику, основы которой должен знать каждый начинающий теннисист. Полученные навыки впоследствии молодые игроки преломят под собственным углом, придадут им индивидуальное своеобразие.
Умение наблюдать
Многие игроки, в первую очередь молодые, с большим или меньшим успехом подражают маститым мастерам или тренеру, который их обучает. Я был свидетелем того, как целый город в конечном итоге играл так, как играл тренер, работавший в городе восемь лет. Даже те, кто не брал у него уроков, подражали ему. Его считали хорошим преподавателем.
Если модель хороша - это прекрасно. Если она слишком индивидуальна, то это доставляет определенные трудности тому, кто подражает. Но в любом случае вы всегда извлечете пользу, наблюдая за действиями хорошего игрока.
Какой любитель тенниса не подавал или не пытался подавать так, как Лэйвер, не пытался выполнять удары над головой так, как это делал Смит, не имитировал удары справа в подражание Жоффре, а слева - Пруази? Любители по свежим впечатлениям от игры чемпионов способны повторить многое, что им запомнилось в игре именитых мастеров. Конечно, впоследствии воспоминания бледнеют, образ, созданный кумиром, теряется, и мы вновь возвращаемся к укоренившимся привычкам.
И тем не менее каждый просмотренный матч может стать хорошим уроком. Настоятельно рекомендую желающим улучшить свою игру: наблюдая за ходом матча, не упускайте из виду отдельных игроков. Возьмите за правило на протяжении 15-20 мин или в течение двух-трех геймов следить за одним из игроков: присмотритесь, как он действует до удара противника и после того, как удар произведен. Обратите внимание на то, как выбирает мастер выгодную позицию, как он работает ногами. Посмотрите, как он готовится к удару и как он выполняет его.
Таким образом вы лучше поймете весь механизм игры.
На Ролан-Гарросе я часто сажусь на самые заполненные трибуны и не отказываю себе в удовольствии понаблюдать за поведением зрителей во время матча. И нередко удивляешься тому, как многие болельщики во время встречи следят только за мячом, который словно зачаровывает их. И забывают начисто о самих теннисистах, главных действующих лицах.
Нужно обладать даром наблюдательности, чтобы держать в объективе внимания всю площадку и прежде всего участников сражения.
Индивидуальность на службе игры
Когда встречаются два высококлассных игрока приблизительно равной силы, невозможно предсказать исход матча.
Однако наступает момент, когда один из теннисистов спускает флаг и уступает сопернику. Это чаще всего результат "давления" личности, реализация тактического замысла того, кто взял матч в свои руки.
С первого же гейма разворачивается дуэль между двумя главными действующими лицами. Сначала они присматриваются друг к другу, как в боксе, потом пытаются извлечь выгоду из слабых мест визави, придумывают тактические ходы, способные поставить соперника в затруднительное положение и обеспечить выигрыш очка.
Тот, кто уверен в своих силах, умеет владеть собой, быстро овладевает инициативой. Он без промедления решает задачи, предложенные соперником, и, в свою очередь, прибегает к решительным ответным действиям.
Такая уверенность раздражает, нервирует, порождает психологическую неустойчивость противной стороны.
На теннисном жаргоне о тех, кто попал в стесненное положение, в сети, расставленные соперником, говорят, что "он уперся в стенку". Другими словами, теннисист подавлен проявлением индивидуальных качеств противника.
Бывает, что игрок, захвативший нити игры, ослабляет нажим слишком рано. Это - шанс для слабеющей стороны. В этот момент всем становится ясно, что в матче возможен поворот. Игрок, который только что задавал тон и не сомневался в своей победе, теряет почву под ногами, сдает позиции и соперники полностью меняются ролями.
Существуют разные типы теннисистов, формируемые теми или иными чертами характера. Человек терпеливый, упорный, на события реагирующий спокойно, но не всегда уверенный в себе, на корте проявляет себя как "защитник". Он старательно отбивает все мячи. Его трудно заставить изменить стиль игры.
А вот другой тип игрока: бурный темперамент, не желает "отсиживаться" на задней линии и ждать ошибок противника. Он спешит сам вынудить соперника к ошибке. И в этом желании он не должен себе отказывать.
Есть еще одна разновидность игроков - хитрых, коварных и наблюдательных, знающих, как использовать свои сильные стороны, как внести смятение в душу соперника, "спутать карты" в его игре. Смена ритма, длина полета мяча, подкруток должны поставить многочисленные ловушки противнику и держать его в постоянном напряжении.
Известны, наконец, игроки с хорошо поставленной техникой, обладающие необходимой физической подготовкой, но не желающие использовать свои данные. Это - люди робкого десятка, и им следует избавиться от этого недостатка.
К какой бы категории вы ни относились, играйте в "свою игру". Не старайтесь любой ценой стать нападающим, если вы защитник по своей природе и не сдерживайте свой темперамент, если вам на роду написано рваться к сетке.
Чтобы успешно решать стоящие перед вами задачи, совершенствуйте данные вам природой качества.
Не играйте бездумно
Очень часто во время соревнований зритель отмечает умную игру теннисиста или, наоборот, сожалеет, что играет, как машина, и даже бестолково.
Игрок должен "думать" о том, что он делает, а не довольствоваться безадресными ударами по мячу. Конечно, умная игра зиждется и на хороших физических данных и прямо зависит от технического мастерства. Ибо игрок, которому не удается воплотить в жизнь заготовленные тактические варианты, может легко и несправедливо показаться публике "безголовым".
Все опытные игроки должны систематически анализировать игру противника и использовать его слабые стороны. На деле так бывает далеко не всегда. Причина коренится в том, что игроки не находят времени, чтобы понаблюдать за противником и как следствие не знают ни сильных, ни слабых сторон своего соперника.
Чем выше поднимается игрок по иерархической лестнице, тем сложнее становится взаимодействие интеллекта и техники.
Основная задача, стоящая перед игроком любого ранга, - как можно скорее определить, какой мяч следует направить и в какое конкретное место с учетом сиюминутной ситуации на корте.
Вот почему с самого начала обучения - имеется ли у вас один час или две недели практики - вкладывайте в удар мысль и стремитесь к тому, чтобы ваш тактический выбор был оправдан. Контролируйте скорость и вращение, будьте точны и не полагайтесь на случай.
Теперь остается представить себе, исходя из достоинств посланного вами мяча, какие решения может принять противник в ответ на ваш удар.
Уметь предвосхитить все возможные ответы и быть готовым к тому, чтобы парировать их в наиболее благоприятных для вас условиях, это тоже проявление интеллекта в игре.
Когда я был молодым теннисистом, то часто слышал, как обо мне говорили: "Он очень хорошо играет, но в его игре отсутствует мысль". Такие рассуждения выводили меня из себя. Они казались мне неуместными. Два-три года спустя я понял, что подразумевали зрители.
У меня была агрессивная игра, в основе которой лежали очень хорошая подача и хороший удар с лета. Я старался выиграть очко, оставляя противника в "десятке метров" от мяча, как говорят на нашем жаргоне.
Я не преследовал цель поставить противника в трудное положение. Я пытался заполучить очко блестящим ударом, особенно таким, чтобы не дать сопернику возможности дотянуться до мяча. Моя техника и физические данные, однако, были недостаточными для осуществления весьма претенциозных планов.
Как только я стал хозяином своих ударов, мне стало легче определять место, куда следует послать мяч, и ско- рость, с которой его нужно направлять. Соединив технику с тактикой, я окончательно постиг азбуку "умной" игры.
Ваши действия принесут пользу лишь в том случае, если игра будет основана на определенном тактическом плане.
Не следует останавливаться, чтобы любоваться удав- шимся ударом, думать о том, чем ответит противник, необходимо готовиться к решению новых и новых задач.
Надо уметь разгадывать намерения противника и подготовиться ответить на них. Не раз я слышал, что такой-то игрок предугадывает заранее все ходы, что его невозможно озадачить.
Дар предвидения, данный от природы, можно развить практикой.
Совершенствуйте способность разгадывать все комбинации, которые открывают противнику размеры и форма теннисной площадки.
Вы поставите себя в трудное положение, если, например, пошлете не очень быстрый мяч ударом справа вдоль линии и не подумаете о том, что противник может:
а) ответить быстрым мячом вдоль линии;
б) послать длинный крученый мяч;
в) направить удар в центр площадки и выйти к сетке; ,
г) послать укороченный мяч;
д) послать высокий мяч, который упадет далеко за стеной у задней линии.
Соперник тем более почувствует отсутствие дара предвидения, если он сильнее вас. Как только он отдаст себе в этом отчет и поймет, что вы не остерегаетесь его ловушек, он быстро начнет ставить их одну за другой,
Такой игрок, как Илие Настасе, ставит перед противником труднейшие задачи. У него проницательный ум и фантастический дар предвидения, что позволяет ему часто обнаружить место, куда мяч опустится... еще до того, как он сыгран! Настасе сравнивают с магнитом, притягивающим к себе мячи. Это настолько справедливо, что большинство его соперников выкладывают ему мячи словно на блюдечке.